Марафоны и акции, приуроченные к 75 -летию Победы
Подготовка и проведение Бессмертного полка 9 мая 2023 года
Мария Никитична Цуканова гвардии ефрейтор, санинструктор 355 отдельного гвардейского батальона морской пехоты Тихоокеанского флота. Единственная женщина Герой Советского Союза, получившая это высокое звание за мужество и героизм, проявленные в войне с Японией 1945 г.
Дата рождения: 14.9.1924
Место рождения: деревня Смоленка, Крутинского района Омской области (ныне Абатский район Тюменской области)
Должность: санинструктор 355 отд.батальона морской пехоты ТОФ
Звание: ефрейтор
Дата призыва: 13.6.1942
Место призыва (военкомат): Ленинский РВК города Иркутска
355 отдельный гвардейский батальон морской пехоты Тихоокеанского флота
Захоронение: КНДР, провинция Хамген-Пукто, район Синам, город Чхонджин
Домашний адрес во время войны: поселок Орджоникидзе Саралинского района Хакасской автономной области Красноярского края
Мария Никитична Цуканова родилась 14 сентября 1924 года в деревне СмоленкаКрутинского района Омской области (ныне Абатского района Тюменской области). Вскоре после рождения дочери умер её отец Никита Иванович Цуканов. Маша была совсем маленькой, когда её мать вышла замуж за Николая Васильевича Крахмалёва, который заменил ей и старшей сестре Зое родного отца. В новой семье Крахмалёвых родилось ещё двое детей.
В 1930 году семья переехала в Хакасию в деревню Таштып (ныне посёлок Таштып районный центр), которая находилась в таёжной местности. Тайга отовсюду подступала к деревне и Николай Васильевич брал Машу и своего сына от первого брака Николая на охоту. Так Маша узнала и полюбила лес, научилась метко стрелять и лазать по деревьям. С деревенскими ребятишками Маша ходила за ягодами, кедровыми орехами, грибами, забиралась в дремучие дебри, ориентировалась в тайге, как заправский следопыт.
В 1933 году Маша пошла в первый класс. Среди сверстников девочка выделялась настойчивым характером, дети любили её, с ней всегда было весело и интересно. Она была заводилой всех деревенских игр и забав.
Начальную школу Маша окончила в деревне Таштып. Затем семья переехала в посёлок Орджоникидзе Хакасской автономной области.
В 1941 году М. Цуканова окончила Орджоникидзевскую семилетнюю школу и планировала ехать в Абакан поступать в Хакасское педагогическое училище, но страшный день 22 июня разрушил все мечты, надежды и планы. Пошла работать, телефонисткой в поселковый узел связи, затем перешла санитаркой в эвакуированный из Ростова госпиталь, который временно расположился в школе. В январе 1942 года, вместе с подругами Маша поехала в Иркутск, устроилась на машиностроительный, ныне авиационный завод. Её направили в литейный цех №33, в котором осваивалось литьё мин.
Без отрыва от производства она окончила курсы медицинских сестёр. На заводе вступила в комсомол. И в июне 1942 года, приписав себе год рождения, М. Цуканова по комсомольскому набору добровольцем была призвана на Тихоокеанский флот. «Мамочка, я уезжаю. Я не пишу тебе, зачем еду. Ты ведь знаешь, зачем. Скоро, очень скоро кончится война, и мы опять будем вместе. Адрес свой я сообщу», – писала Мария родным перед отправкой на Дальний Восток.
Во Владивостоке в течение месяца они прошли курс молодого бойца. А затем премудростям связи и азам медицины их обучали на острове Русском. По прохождении ускоренной двухгодичной программы обучения за пять месяцев Марию направили служить в 51-й артиллерийский дивизион Шкотовского сектора береговой обороны на 100-ю, а затем на 419-ю батарею дальномерщиком.
В 1944 году М. Цуканову направили в школу санитарных инструкторов в военно-морской госпиталь №8 (ныне Главный клинический госпиталь ТОФ г. Владивостока), где она прошла подготовку боевой санитарки. После этого она была назначена санинструктором в 3-ю роту 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота (ОБМП ТОФ).
8 августа 1945 года Советское правительство объявило войну Японии. А через пять дней, 14 августа, М. Цуканова в составе десанта 355 отдельного батальона морской пехоты участвовала в боевой операции по освобождению корейского города-порта Сейсин, (ныне Чхонджин, КНДР) от японских империалистов, который находился в ста двадцати шести милях южнее Владивостока, являлся узловым пунктом японской обороны в Корее. …
Не считаясь с опасностью, ежеминутно рискуя собственной жизнью, Мария Цуканова появлялась там, где огонь противника был особенно губительный для морских пехотинцев, где десантники несли наибольшие потери. Уже десяткам раненых она оказала первую медицинскую помощь, многих вынесла из-под вражеского обстрела. Сколько благодарных взглядов было обращено к ней в этот огненный день, сколько добрых, сердечных слов сказали ей боевые друзья! А она продолжала действовать неутомимо и отважно, будто обладала особой, скрытой от других силой. Густой чёрный дым стелился над землёй. Под грохот гранат и снарядов и свист пуль санитарка пробиралась в окопы и воронки, вытаскивала из-под завалов раненых и контуженых бойцов. Лицо и руки девушки покрылись кровью, сажей и копотью. То в одном, то в другом месте появлялась она в своей потемневшей от пыли и дыма гимнастёрке, перевязывала и выносила раненых в тыл, ободряла их добрым словом. Появление смелой девушки на огневой позиции бодрило пехотинцев, вселяло уверенность в победе.
За два дня непрерывных боёв Маша спасла жизнь 52-м раненым бойцам, своевременно перевязав их раны, оказав им первую неотложную помощь, многих из них вынесла на себе с поля боя.
А атаки японцев не прекращались. Положение десантников резко ухудшилось. Было много убитых. Тяжелое ранение в ноги получила и Маша Цуканова, но в этот трудный час, когда на счету был каждый боец, отказалась покинуть поле боя. Наскоро перевязав себе раны, превозмогая боль, Мария с автоматом в руках, вместе со всеми отбивала вражеские атаки. Но в неравном бою роте М.Т. Осокина пришлось отступить. Маша с группой бойцов осталась прикрывать отход роты, по-другому помочь однополчанам она уже не могла. Тяжелораненая Цуканова оказалась на захваченной японцами территории. Самураи жестоко расправились с девушкой, в страшной злобе японский офицер палашом изрубил на куски отважную санитарку.
Марии шёл двадцать первый год, когда оборвалась её жизнь. Отправляясь в десантную операцию, Мария Цуканова написала родным: «Я очень люблю жизнь! Я очень хочу жить!.. Может быть, мне уже не доведется вернуться на родную советскую землю. Но, если б у меня было две жизни, я, не задумываясь, отдала бы обе за счастье нашего народа!»
Аллея памяти учителей — фронтовиков Орджоникидзевской средней школы
Из архивных данных и фотоальбомов, сохранившихся в школе, а так же воспоминаний выпускников Орджоникидзевской школы мы узнали фамилии некоторых учителей, работавших в школе до начала войны и затем принимавших участие в боевых действиях во время Великой отечественной войны.
Некоторые из них не вернулись с фронта, а другие после Победы продолжали работать в стенах Орджоникидзевской школы долгие годы.
На фотографии Выпуска 1941 года в центральном ряду мы видим учителей Николая Николаевича Юрина – учителя математики, Георгия Ивановича Рэбане – учителя истории, орденоносца. Георгий Иванович был завучем школы, затем директором, ну а потом и заведующим районо. Рядом с ним сидит Костин Иван Иосифович – директор школы в 1941 году. Микрюков Василий Георгиевич – историк и тоже завуч, говорил очень тихо, но как внимательно слушали его ученики. Рядом с ним сидит ХируменкоАлександр Георгиевич, прекрасный человек и такой же химик. Он любил свой предмет настолько, что хотел обучить химии не только учеников, но и их родителей. Много раз он проводил лекции и показывал опыты в клубе. Во время войны в артели «3-я пятилетка» изготовил аппаратуру и разработал технологию для выработки патоки из картофеля.
Выпускница 1940 года – Юрочкина Аня. После школы она поступила в институт, но когда началась война, была призвана в армию. После войны работала в нашей школе учителем.
Людмила Евсеевна Воскова учитель русского языка и литературы, окончив МГУ приехала к нам из Москвы. Она очень хорошо пела, выступала в самодеятельности. Во время войны была призвана в армию и погибла на фронте.
Во время войны, так как учителей не хватало, на базе нашей школы были открыты курсы учителей начальных классов. После окончания этих курсов учащиеся сдавали экзамены в Абакане. Многие из них потом окончили педагогические институты и получили специальности учителей старших классов.
Не вернувшиеся с фронта
Многие педагоги были молоды, талантливы. Они оставили глубокий след в сердцах своих учеников, о чем мы узнали из письменных источников, найденных в фотоальбомах нашей школы и письмах выпускников военных и послевоенных лет.
Хируменко Александр Георгиевич – учитель химии
«Прекрасный человек и такой же химик. Он любил свой предмет настолько сильно, что хотел бы обучить химии не только учеников, но и их родителей. Для этого он проводил лекции и опыты в клубе. А во время войны, чтобы подсластить тяжелую жизнь окружающих, в артели «Третья пятилетка» изготовил аппаратуру и разработал технологический процесс для выработки патоки из картофеля» Из воспоминаний Надежды Чачик, выпускницы 1941 года, участницы ВОВ 1941 -1945 года.
«Он был не только учителем в школе, а по своим способностям ученым, практиком. Когда началась война, он построил на Теплой речке целое предприятие для нужд фронта. Наладил производство глюкозы для нужд госпиталей и еще что-то. …….. В войну сахар почти не выдавали по карточкам, заменяли на простенькие конфеты, а патока была нам в радость – она такая сладкая, как мед. Весь поселок благодарил нашего химика. Печально люди проводили его на фронт в 1943-м году.
….Похоронку на учителя-химика оплакивал весь наш поселок, и пришла она в адрес школы. У него не было родных и семьи…. А друзей у него было много! И как им не быть – на уроках его было интересно, мы все как бы участвовали в его действиях. Можно было задавать любой вопрос, и он нас не одергивал, он все знал для нашего детства.»Из книги « В тайгеСибири» П. Е. Олейников
Людмила Евсеевна Воскова – учитель литературы
«Помню, из Москвы к нам прислали молодую учительницу Людмилу Евсеевну. Она и одевалась по — другому, и прическа у неё была какая-то особенная, красивая – не как у нас. Новая учительница вела в школе драмкружок,… и главным центром культуры слыла наша школа» — из воспоминаний выпускницы 1941 года Анастасии Красильниковой.
«Выпускница МГУ. Приехала в Сибирь, не зная, что её там ожидает. Мы были свидетелями того, как постепенно она «утеплялась» и как «не шли» ей валенки. Очень хорошо пела, выступала в самодеятельности. Погибла на фронте.» — Из воспоминаний Надежды Чачик, выпускницы 1941 года, участницы ВОВ 1941 -1945 года.
Людмила Евсеевна учитель русского языка и литературы, окончив МГУ приехала к нам из Москвы. Она очень хорошо пела, выступала в самодеятельности. Во время войны была призвана в армию и погибла на фронте.Первичное место захоронения Курская обл., д. Медвежье, ур. Бабное
Награждена Медалью «За отвагу».
Подгурский Семен Михайлович – учитель пения.
Семен Михайлович Подгурский – учитель пения. Пришел работать в школу в 1939 году. Он вначале организовал кружок, а потом ансамбль, который участвовал в районных, областных и даже краевых олимпиадах. И везде ансамбль получал призы и премии. В 1941 году Семен Михайлович был призван на войну и погиб на фронте.
«Семеном Михайловичем был создан хоровой кружок. Коллектив этот окреп, объединил настоящих любителей пения. Из кружка превратился в ансамбль, участвовал не только в районных смотрах, но и областных и даже краевых. Пели в Абакане и в Красноярске и везде получали призы и премии. Участие в этом ансамбле несло радость не только нам исполнителям, но и нашим многочисленным слушателям. Отстающих в учебе Семен Михайлович не терпел, на репетиции не допускал. Был призван в армию в первый год войны. Погиб на фронте» Из воспоминаний Надежды Чачик, выпускницы 1941 года, участницы ВОВ 1941 -1945 года.
«…Семен Михайлович вскоре учил нас пению. Мне урок пения сначала не понравился. Стали нас проверять, у кого какой голос. Надо было долго тянуть «А» или «О» и еще что-то похожее – а я стеснялся. Позже стал понимать, зачем это нужно было учителю. И Левка сказал, что учитель должен знать голоса своих учеников – ведь мы будем учиться петь хором. И еще он (Левка)добавил, что в той школе папа (Подгурский был из Торжка)создал хороший хор, и они выступали с концертами. Он хороший музыкант и сам сочиняет. Я раньше по радио музыку, песни слушал и как-то не задумывался, что их кто-то сочиняет. Слушал, радовался и все – оказывается есть такие люди – и вот я вижу одного из сочинителей, нашего учителя.
Совсем по другому я смотрел на Семена Михайловича – я его зауважал. Стал тянуть «А» или «О» со старанием и погромче, на что он улыбался и, видя мое старание, палочкой показывал вниз, чтоб я не кричал. Так и другими он управлял палочкой. Левка сказал как-то, что палочка у него дирижерская называется. «Из книги» В тайге Сибири» П. Е. Олейников
Награжден Орденом Красной звезды, медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 1 степени.
Виноградов Александр Сергеевич – учитель физкультуры и военного дела
«Работал в школе мало, но оставил по себе память тем, что где-то добыл планер, чтобы обучать ребят планеризму. Его, как и многих других молодых учителей и учеников старших классов в 1940 году забрали в армию. Он погиб в начале войны, а мы долго видели этот загадочный и непознанный планер из окон школы» Из воспоминаний Надежды Чачик, выпускницы 1941 года, участницы ВОВ 1941 -1945 года.
Стойко Иван Николаевич – учитель физики, на войне был офицером. Погиб на фронте.
Награжден Орденом Красной Звезды, Медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», орденом Отечественной войны 1 степени.
Учителя – ветераны Великой Отечественной войны
Получив до войны высшее образование, вернулись в школу и стали уважаемыми и любимыми учителями:
Многие учителя Орджоникидзевской школы погибли, защищая Родину, но они и сейчас продолжают свой неоконченный урок, воспитывая подрастающее поколение своим славным подвигом.