Профессиональные стандарты
Профстандарт педагога — это документ, в котором прописаны основные требования к учителю: его образование, проф навыки, требуемый опыт, необходимые курсы по повышению квалификации. Вводить такие документы начали с 2013 года. Последний же профстандарт, разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ, начал действовать с 1 сентября 2022 года.
❔НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
Если предыдущий документ был направлен на воспитателей и учителей, то новая редакция нацелена только на учителей. И действовать этот стандарт будет до 01.09.2028 года.
❔ЗАЧЕМ
В пояснительной записке названы следующие причины введения нового профстандарта:
✔ утвержденные году новые наименования квалификаций и требования к ним в 2021;
✔ изменения, внесенные в ФЗ «Об образовании» (допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ);
✔ несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».
❔ ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ
📎 Зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ:
📌 Уровень 5 — педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов;
📚 необходима справка о периоде обучения, подтверждающая успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за 3 года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки».
📌 Уровень 6:
1. педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
2. педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
3. педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
📚необходимо высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
НОВШЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ
Современный учитель теперь обязан владеть умениями;
Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач;
Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности;
Избирательно применять цифровые ресурсы.
#образование #учитель #профстандарт #профствндарт2022 #педагог #консалтинг
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
3. Инструмента роста качества российского образования.
4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
1. Общепользовательская.
2. Общепедагогическая.
3. Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
· Работа с одаренными учащимися.
· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
· Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
· Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
· Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
· Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
1. Общие сведения.
2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
· обучение;
· воспитательную работу;
· развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
· профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Перечень профессиональных стандартов
Образование и наука |
||
При применении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814. | ||
01.001 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н |
01.002 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н |
01.003 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н |
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028 |
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н | |
01.005 | Специалист в области воспитания | Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н |
01.006 | Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий | Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н |
01.007 | Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) | Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н |
01.008 | Руководитель научной организации
Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н |
01.009 | Научный руководитель научной организации
Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н |
01.010 | Руководитель образовательной организации высшего образования
Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н |
01.011 | Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) | Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н |
01.012 | Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям
Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028 |
Приказ Минтруда России от 21.10.2021 N 751н |